Человек человеку как робот

  • 03 апреля 2017
  • ДЕЛОВОЙ ПЕТЕРБУРГ
  • HR-менеджер REMAR Group Марина Малышева вместе с коллегами рассуждает о том, могут ли в HR-отрасль прийти роботы на замену людям

Вместо менеджеров по персоналу в компаниях будущего будут работать роботы. Так считают ведущие эксперты HR-индустрии. За этот же футурологический прогноз рублем и долларом голосуют инвесторы по всему миру, вкладывая в создание программ, приближающих этот сценарий. И хоть пока — временно — тема кажется далекой от реальности, задуматься над этим стоит уже сейчас.

В разговорах о том, что ждет hr-индустрию в будущем, эксперты порой заглядывают вроде не очень далеко, лет на двадцать вперед, но их прогнозы при этом похожи на футурологические. Всеобщая стандартизация и автоматизация процессов, расцвет технологий и роботизация приведут к тому, уверены эксперты, что сама профессия видоизменится до неузнаваемости — и обретет не человеческое лицо, но гримасу робота. Верить таким прогнозам можно: уже сегодня известные в России и мире инвесторы в IT-индустрии деньгами подтверждают свою уверенность в таком сценарии будущего.

«Все смеялись над венчурным сегментом рынка HR-Tech, а ведь он будет одним из новых драйверов индустрии в целом по миру, правда, входные билеты туда тоже уже заканчиваются»,

— недавно заявил Константин Синюшин, успешный инвестор, сооснователь венчурной компании the Untitled.

«ДП» опросил эйчаров самых разных компаний, чтобы узнать их мнение о грядущей роботизации профессии. Мнения, конечно, разделились.

Неизбежно и неотвратимо

«Это не надуманность и не дань моде, а эволюционное развитие современного общества. Все успешные коммерческие организации идут по пути снижения издержек, поэтому, если есть рутинная и однотипная работа, которую нужно обязательно выполнять, ее можно смело передать роботам. Особенно если этот шаг существенно снизит издержки для бизнеса и повысит КПД сотрудников-людей»,

— уверена Татьяна Золотарева, вице-по персоналу IT-компании «Техносерв».

Первое, что смогут делать HR-роботы, — это выполнять сопроводительную функцию кадровой службы: документационное обеспечение работы персонала. Также, уверены эксперты, роботы легко смогут заниматься HR-аналитикой, организацией командировок сотрудников и даже пересказом типовых образовательных программ для новичков в компании.

В ближайшие пару десятков лет тема роботов будет актуальна и востребована, уверена Татьяна Золотарева. Интерес к ней будут подогревать компании — создатели роботов / ботов, а также первые примеры удачного или неудачного внедрения.

«Уже сейчас общественность активно обсуждает выступление заместителя председателя правления Сбербанка Вадима Кулика, который в январе 2017 года сообщил о внедрении робота-юриста и планируемом сокращении 3 тыс. банковских сотрудников, работу которых будет выполнять робот»,

— говорит Татьяна Золотарева, вице-президент по персоналу IT-компании «Техносерв».

«Недавно компания по поиску специалистов без опыта работы завела страницу «ВКонтакте», для которой была написана программа-бот. Робот получился довольно продвинутым: он сам выделял интересные резюме из общего потока, вступал в коммуникацию с соискателем, предлагал ему пройти тест и анализировал ответы»,

— приводит первые примеры Владимир Виноградов, президент ГК Pro-Vision.

В результате, по его словам, затраты на HR резко сократились, а количество обработанных резюме, наоборот, увеличилось.

«HR-роботы — это из области все той же страшилки, что роботы заменят людей. Впрочем, не исключаю такого варианта развития событий. Технологичный и точный робот и все успевающий суперруководитель вполне могут заменить HR. К тому времени HR-специалисты будут специалистами очень широкого профиля, и замена на роботов для профессионалов не будет болезненной»,

— считает Алсу Глинская, директор по персоналу компании ICL Services.

Правда, где взять суперруководителей — пока неясно: бизнес-тренеры говорят о том, что рынку не хватает высококлассных топов.

Заурядные руководители вместе с роботами могут только наломать дров, считают психологи.

Выдумки и враки

«Роботы не заменят эйчаров ни через 20, ни через 100 лет. Работа HR — это всегда тонкое искусство управления человеческим ресурсом. Ни одна, даже самая «умная» программа не сможет заменить собой этот колоссальный труд, подменить транзакциями искусство убеждения и человеческий подход в решении реальных жизненных ситуаций»,

— уверена Оксана Олексюк, руководитель направления по развитию бизнеса Intercomp.

«Скептики говорят, что рано или поздно вместо менеджеров по персоналу появятся роботы. Но я не верю, что грамотные рекрутеры, консультанты останутся без работы — механический интеллект способен работать только в рамках заданного алгоритма. Никто пока не доказал, что коммуникация и интуиция могут быть успешно заменены машинным интеллектом», — говорит Екатерина Горяная, руководитель группы консультантов Wyser (международный кадровый холдинг Gi Group).
«Сегодня самые ценные товары – сделанные руками человека, так что и через 20 лет хороший HR-специалист будет ценнее любого робота»,

— подтверждает Марина Малышева, HR-менеджер REMAR Group (ООО «РЕМАР»).

Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива», уверена, что роботы и HR-специалисты смогут работать рука об руку.

«Если роботы и программы возьмут на себя монотонную работу с большими объемами и документами, то у эйчаров будет больше времени на работу с людьми — с тем самым бесценным для любой компании человеческим ресурсом»,

— говорит Наталья Сторожева, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива».

А в повседневной работе эйчаров и рекрутеров действительно много технических задач.

«Робот станет помощником, но никак не заменой: только человек может определить, совпадает ли «химия» человека с идеальным для работодателя резюме с «химией», что уже сложилась в компании»,

— согласен с коллегой Владимир Виноградов, президент ГК Pro-Vision.

Впрочем, и сами сторонники «человекозамещения» не считают, что появления роботов среди людей стоит ждать уже завтра.

Пока, считает Татьяна Золотарева, на российском рынке нет роботов и ботов, которые могли бы управлять комфортными коммуникациями двух людей (реального соискателя и его будущего руководителя) на собеседовании, ответить на все нетипичные вопросы соискателя и соотносить привычки и / или ожидания человека с уже сформированной корпоративной культурой работодателя.

«Кроме того, существует так называемый «роботобарьер»: люди элементарно не знают, как вести себя с роботами»,

— напоминает Татьяна Золотарева, вице-президент по персоналу IT-компании «Техносерв».

«Вероятность замены людей роботами действительно высока. Однако это приведет к появлению нового класса эйчаров: создателей, учителей и пользователей роботов»,

— говорит Константин Тютюнов, руководитель департамента управленческих программ обучения Русской школы управления.

Так что скептикам и противникам роботизации можно вздохнуть с облегчением. Люди миру все-таки нужны.


REMAR Group поздравила сотрудниц компании Hyundai с Международным женским днём

Зачем оценивать креатив рекламной кампании?

Презентация

Скачайте нашу презентацию, чтобы узнать о нас немного больше

  • Интеграции с digital
  • Потребительский маркетинг
  • Торговый маркетинг
  • Флешмоб
  • Бизнес-мероприятия
  • Городские праздники
  • Корпоративные мероприятия
  • Маркетинговые мероприятия
  • Концептуальные сувениры
  • Рекламная продукция
  • Фирменная продукция
  • Эксклюзивные сувениры
  • Digital дизайн
  • Бренд-айдентика
  • Имиджевая полиграфия
  • Креативные разработки
  • Рекламные материалы
  • Indoor реклама
  • Outdoor реклама
  • Реклама в СМИ